|
|
|
биография | события | избранное | портфолио | контактная информация | статьи |
|
|
|
|
статьи
Мысли вслух
Величайшим из великих мастеров прошлого считаю Микеланджело Буонарроти,
Микеланджело да Караваджо и Вермеера Делфтского. Чуть ниже - Боттичелли и Эль Греко. Познание их мастерства собственной кистью для меня было лучшей школой.
Я писал все с натуры, почти с той же атрибутикой. И еще раз убедился, что классики ничего не выдумывали, а следовали природе, натуре. Ни в коей мере я не ставил перед собой задачу скопировать великого мастера: за окном моей героини - иная эпоха, иной мир.
* * *
В годы студенческой практики я объездил всю Россию. На себе ощутил и величие ее пространств, и трогательность векового постоянства затерянных в них деревушек, церквушек, озер.
Мифологическая сказочность русской природы позволяла экспериментировать: например, в куличный пейзаж в стиле Клода Лорена запросто "вписывать" русский сюжет с русской же церковью.
* * *
Есть что-то мощное и первобытно-красивое в ритме труда. Это как танец, поставленный гениальным хореографом. Музыка не звучит, но она слышна. Движения свободны, но подчинены общему пластическому рисунку.
* * *
Есть в русской истории страницы, которые никогда не переписывались и вряд ли переписываться будут.
В августе 1812 года под крепостными башнями Смоленска, возведенными еще при Борисе Годунове, воссоединились 1-я и 2-я русские армии - Барклая-де-Толли и Багратиона.
Трое суток они сдерживали мощный натиск всей наполеоновской императорской армии. Мне хотелось в сюжете сконцентрировать исторический смысл битвы: победоносная десница сильна, когда все пальцы собраны в кулак. На Руси всегда умели объединяться в трудную годину, тем и сильны были.
* * *
Картина живет, пока хранит энергию создавшего ее. Работа над монументальными вещами требует такой точной концентрации цветовых и знаковых решений, когда мозаика традиционных образов складывается в сакраментальный символ.
* * *
Обращение к истории научило меня любить Отечество с открытыми глазами. Я понял это особенно, когда изучал архивные материалы Музея Революции. Сначала удовлетворил свое любопытство, а затем осознал, какой опыт мы дали миру и какой ценой. Колористическое решение картины - символика красного, черного, белого - философское размышление, понятное тем, кто тоньше знаком с историей России. Контекст заложен и в сюжете с расставленными фигурами "вверх по лестнице, ведущей вниз".
* * *
Довольно унылая работа - рыться в старом бумажном хламе в поисках интересного сюжета. Иногда на это уходят недели. Зато какие неожиданные открытия и исторические парадоксы можно "накопать"! Вряд ли, например, итальянцы знают, что, если бы не русский хирург Николай Пирогов, сейчас во всех городах Италии скульптура национального героя Джузеппе Гарибальди была бы с одной ногой. Когда Гарибальди получил пулевое ранение, все медицинские светила говорили об ампутации ноги: вытащить пулю из раздробленной кости было невозможно. Только русский профессор Пирогов, осмотрев рану генерала без мучительных зондажей, утверждал: через 27 дней пройдет подвижка тканей и пуля, выпущенная из нарезного штуцера, выйдет сама. Ровно через 27 дней так и произошло. Гарибальди велел принести красного вина и отметить это событие. Именно этот момент изображен на картине.
* * *
Война и мир... Это те понятия, над которыми я часто размышляю, будучи художником военной студии. В батальных сценах я не изображаю мертвых, пишу павших, ибо, когда умирает плоть воина, рождается душа героя. И для того, чтобы найти пластическое решение этой точки рождения и смерти, мне приходится довольно много заниматься натурным рисунком.
* * *
Я долго готовился к широкомасштабному полотну, посвященному битве на Чудском озере. Побывал в тех местах, где она происходила. Там написано "С Победой!"- и поставлено множество экспериментов чисто пластических, художественно-технических, без которых я не мог бы решиться на создание этой картины. Так сложилось, что на Руси защита ее рубежей, ее достоинства - обязательная мужская работа, ратный труд. Поэтому и на картине изображена не бойня, скорее - молитва.
И иконописной пластикой, композицией я пытался проиллюстрировать основной девиз картины, начертанный на щите дружинника Александра Невского: "Не в силе Бог, а в правде".
* * *
Город обладает какой-то удивительной уплотненностью времени и пространства. Может быть, поэтому, когда и бываю в других странах, люблю рисовать дома, улицы. Хотя и делаю эти рисунки почти механически, в эти моменты ко мне приходит ощущение другой культуры, соприкосновение с другими жизнями - прошлыми и настоящими.
источник: "Слово" №5 сентябрь-октябрь 2004 г.
вернуться к списку
|
|
|
|
|
|
Адрес: Москва, ул. Советской Армии, дом №4
Тел.: +7 (495) 684-3498 в студию
Тел.: +7 (495) 502-5201 мобильный
e-mail: Sergey@Prisekin.com
Изготовлено и поддерживается компанией АМС
|