|
|
|
биография | события | избранное | портфолио | контактная информация | статьи |
|
|
|
|
статьи
Заметки на полях рукописи
Георгий Победоносец на белом коне, поражающий змия, - извечный символ России,
российского воинства, герб Москвы. То, что преемственность очевидна в Параде Победы 24 июня 1945 года, несомненно, Промысел Божий. Два самых знаменитых маршала Великой Отечественной достойны славы спасителей России в Смутное время XVII века Минина и Пожарского. За ними - храм Василия Блаженного, построенный в честь разгрома Иваном Грозным Казанского ханства, осколка Золотой Орды. Не так много времени отделяет нас от дня Парада Победы - дня великой славы России. И сейчас живы его участники и очевидцы. А двадцать лет назад, когда я работал над картиной, их было больше... Я встречался с ветеранами, с семьями Георгия Константиновича Жукова и Константина Константиновича Рокоссовского, старался как можно ближе подойти к исторической правде. Просматривал документальные киноленты в Госфильмофонде. Лицо Жукова перенесено на картину с кадра кинохроники, запечатлевшей акт безоговорочной капитуляции нацистской Германии в Потсдаме. Мне даже разрешили из одной копии хроники вырезать выбранный мной кадр...
Ветеранами, друзьями и родственниками участников Парада Победы моя картина признана. Они говорили и говорят мне, что на холсте удалось передать настрой, правду того Великого Дня.
А это ли не главная награда для художника?!
* * *
Первоначальную композицию картины "Кто с мечом к нам придет..." я увидел во сне. Словно кто-то показал мне ее. Уже приняв решение обратиться к этой теме для своей дипломной работы, я поехал в Псково-Печорский монастырь, где получил благословение. Здесь же мне посоветовали прочесть книгу русского дореволюционного историка Александра Нечволодова "Сказания о Русской Земле". Эту книгу я нашел в библиотеке Суриковского института, она меня вдохновила.
Художник, если берется за историческую картину, просто обязан на профессиональном уровне изучить избранную тему, углубиться в первоисточники. Хотя, к сожалению, таких источников о событиях XIII века сохранилось немного.
Смысл моей картины взят целиком из "Жития" Александра Невского, где сказано, что после молебна перед Ледовым побоищем, выйдя в Великом Новгороде из Софийского собора, князь молвил: "Не в силе Бог, а в правде. С этим же и умрем, братья". Эти потрясающие слова - девиз всей жизни русского полководца - вождя. Это завет, данный святым благоверным князем всем поколениям русских людей, в том числе и нам.
В начале 1980-х, в то атеистическое время, я не имел возможности вынести слова Александра Невского в название картины. Но один из русских воинов в самом центре композиции держит щит, на котором выписано изречение из Священного Писания: "Меч их да внидет в сердца их". В переводе на современный язык это и значит: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!" Такие надписи на щитах по вере наших предков помогали в бою.
Вся история человечества была и остается историей жесточайших войн. А войны - это и геополитика, и - в первую очередь - битва за души людей. Очень полезно, особенно профессиональным политикам и военным, время от времени не лениться, а заглядывать в историю, черпать оттуда опыт и достойные примеры.
* * *
В 1981 году я поехал в Свято-Успенский Псково-Печорский монастырь со своим другом художником Николаем Анохиным, который уже ранее бывал здесь на послушании. Был закат коммунистической брежневской эпохи... Приходилось держать эту поездку в секрете - как же так, комсомолец, студент творческого вуза, и собирает материал у монахов?!
В монастыре и поныне чтима память многолетнего настоятеля - отца Алипия (Воронова), фронтовика, профессионального художника, благоволившего к собратьям по искусству. Архимандрита Алипия я уже не застал, но он хорошо знал моего отца, одного из авторов диорамы "Форсирование реки Великой", которая находится в Псковском музее.
И новый настоятель встретил нас очень тепло, распорядился, чтобы, я жил в монастырской гостинице без записи паспортных данных. Благословил монахов, которых тогда нельзя было даже фотографировать, позировать мне. Я жил в монастыре больше недели. В этой старинной, никогда не закрывавшейся обители, хранится дух Древней Святой Руси... С шести утра до восьми выстаивал вместе с монахами братскую службу, затем до десяти часов приходскую. Шел с братией на общую трапезу.
Я проникался неведомым для студента советских лет аскетическим бытием. Я видел, сколь трудно - и духовно, и чисто даже физически - монашеское служение Богу и Отечеству. Монахи, глубоко незаурядные, мудрые люди, обладающие духовным зрением, вели со мной беседы...
В Псково-Печорском монастыре я получил очень большой эмоциональный, духовный заряд, который и помог мне сдюжить до конца дипломную картину. А позже я понял и то, сколь велика сила благословения и сила молитвы.
* * *
Строительство храма - в любую эпоху, в любом веке - это для народа событие великого значения, это знак. Тем более такого храма, как храм Христа Спасителя. И мы, художники, участвовавшие в росписи храма, понимали, что призваны на общее великое дело, по словам Святейшего Патриарха - на воссоздание утраченной святыни...
Мы должны были доказать, что может еще Россия даже в самую тяжкую годину воссоздать величественный прекрасный храм. Всем нам нужно сегодня заложить потенциал новой России, на несколько столетий вперед, хотя получается в нашей жизни, как видим, не все...
Мы - и художники, и зодчие, и штукатуры, и альфрейщики, и позолотчики - испытали огромный эмоциональный подъем, старались выполнить свою работу с молитвой, надежно и красиво.
От уничтоженных росписей остались только слабые черно-белые фотографии, снятые на большой высоте, с искажением. Поэтому роспись была по сути творческой самостоятельной работой, но, безусловно, строго в рамках общей стилистики, композиционно-сюжетного решения XIX века.
В бригаду, которой мне выпала честь руководить, вошли такие мастера, как заслуженный художник России Александр Сытое, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Оссовский и заслуженный художник России Михаил Полетаев. У каждого из нас свой стиль, свои особенности характера и письма. Но мы были сплочены уговором о железной дисциплине, подчинены общему мнению, сложившемуся в совместном обсуждении.
Работали как единое целое. Нам доверили один из четырех пилонов в центре собора. Сюжет - Сошествие Святого Духа, На 50-й день после Воскресения Христова, по обетованию Спасителя, Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди христианства всем народам. Это начало христианской церкви.
Мы ходили вокруг строящегося храма еще во время проведения жесткого конкурсного отбора тех, кто будет участвовать в росписи. Наблюдали, как храм возводится, старались быть во всеоружии, когда на последнем этапе надо будет приступить к работе и нам.
Работали с единственной мыслью, чтобы все было исполнено на одном дыхании, как бы одним человеком, в едином творческом ключе. Ведь убранство храма - это не выставочный зал, не ристалище творческих амбиций. Пришедшему в храм с молитвой совсем неинтересно знать, какой художник какую часть расписывал. Главное - общий эмоциональный настрой.
Члены комиссии - церковные иерархи - не раз посещали нас во время работы на лесах, Патриарх сам поднимался под купол на громадную высоту на рабочем лифте, по шаткой лестнице...
Когда леса убрали, мы сами осознали, что были на верном пути...
* * *
Никто никогда не изображал Петра Великого в красном. Но исторической достоверности я не нарушаю. Царь, будучи бомбардиром Петром Алексеевым, носил и такой мундир.
Глядя на деятельность Петра I сквозь прошедшие с тех пор эпохи, думаю, что имею право в чем-то дополнить канонический образ императора... Петр казнил стрельцов, но и своими отрицателями прошлого и настоящего он тоже как бы распят. Не казни - да не казним будешь. Считаю, что здесь есть такой исторический переклик.
Конечно, фигура Петра глубоко противоречива, трагична. Но судьба России была его судьбой. Напутствуя русскую пехоту перед Полтавским сражением, он говорил: "О Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие ,слава и благосостояние".
* * *
Отец, народный художник России Николай Сергеевич Присекин, - первый мой наставник. Когда я только начинал рисовать, он наглядно показывал мои промахи, просто брал карандаш и на моем же рисунке вносил исправления, кратко поясняя, как сделать верно. Наверно, лучшего способа обучения не существует. Я все видел воочию. Ловил себя на мысли: как здорово! Я никогда так не научусь!
Отец говорил: сынок, смотри, какую я тебе книжку принес, какие здесь хорошие репродукции, смотри, какой это художник - Гольбейн...
Мы ходили в музеи, на выставки. Я еще не понимал - почему именно мне нравится та или иная картина, за счет какого красивого образа, какого колорита, какого художественного приема. А отец показывал и объяснял. Конечно, отец намного ускорил мое формирование как художника.
В моем взрослении его влияние определилось тем воспитанием, которое он получил от своих родителей, выходцев из донского казачества, от того поколения, которое в подавляющем большинстве своем было верующим, православным, в котором человек волей-неволей должен был жить по заповедям Христовым.
Портрет отца - мой сыновний долг. Да и нужно же продолжать традиции русского семейного портрета.
источник: "Слово" №5 сентябрь-октябрь 2004 г.
вернуться к списку
|
|
|
|
|
|
Адрес: Москва, ул. Советской Армии, дом №4
Тел.: +7 (495) 684-3498 в студию
Тел.: +7 (495) 502-5201 мобильный
e-mail: Sergey@Prisekin.com
Изготовлено и поддерживается компанией АМС
|