|
|
|
биография | события | избранное | портфолио | контактная информация | статьи |
|
|
|
|
статьи
Интервью
- Сергей Николаевич, чем Вас, певца побед русского оружия, привлек полководец из вражеского стана, пусть и гениальный?
- Постоянное обращение к истории - движущая сила моего творчества. Ошибочно полагать, будто меня интересует только национальная история и культура. Поскольку мы волею судьбы и Бога живем в Евразии, то не можем не замечать знаковых событий в истории других народов - для осознания своего места в нынешней геополитической ситуации, в современной эпохе.
И еще. Есть мнение, что незаменимых не бывает. Однако исторические факты свидетельствуют о другом: достаточно вспомнить Александра Македонского или Тамерлана. Я уже обращался к эпохе Наполеона в картине "И клятву верности сдержали" - групповом портрете русских офицеров - героев боев на Смоленщине осенью 1812 года. Наполеоновские войны, по сути, недавняя история. Ряд важных побед, в том числе под Аустерлицем (ныне Славков, Чехия), принес Франции положение гегемона на политической карте мира. Сам император - величайшая фигура, повлиявшая на ход цивилизации. Я убежден, что великие личности творят историю в не меньшей степени, чем народные массы. Поэтому обращение ко временам Наполеона закономерно. К тому же здесь редчайший момент совпадения желания автора и воли заказчика.
- Если не секрет, кто он?
- Крупная болгарская фирма, чей бизнес связан и с Россией. Будучи национальной компанией, она стремится в цивилизованную Европу. Заказчики, Даниел Банковский и Антонио Николаичев, конкретно определили тему, причем обратились непосредственно ко мне, как к художнику, который способен ее воплотить. Заранее был обозначен и формат - вытянутый фриз. Хотя для станковой картины он довольно неудобен: на нем сложно пластически скомпоновать батальный сюжет.
В этом трудном деле мне помогали друзья, профессионально занимающиеся историко-патриотической тематикой на уровне научных исследований. Владимир Семченко - сотрудник Музея истории Вооруженных сил России, который неоднократно консультировал меня при подборе материала, натуры, оружия, выручил и в этот раз. Все композиционные группы, собранные на моем полотне, сделаны с натуры - мне позировали товарищи, которые участвуют в нашем ежегодном празднестве на Бородинском поле и в аналогичных мероприятиях в Европе.
- Пожалуйста, небольшой комментарий к картине.
- Перед зрителем - вытоптанное сжатое поле под ногами грязевая каша На этом фоне изображен выезд Наполеона на белом коне как вождя-победителя, принимающего капитуляцию противника Толпой своих израненных, измученных, но радостных и счастливых солдат он воспринимался равным Богу. Вокруг императора - кавалькада маршалов начальник генштаба Бертье, командир конницы Мюрат, рыжий гигант Ней, педантичный Даву, дерзкий Лан.
Картина довольно большая 130x360 см, но на ней имеет значение любой штрих К примеру, знамена французской армии в 1805 году были уже не те, что в 1801-1803 годах На переднем плане несколько уцелевших бойцов 48-го полка покрывают знаменами, отобранными у австрийцев, своих погибших товарищей- павших в бою покрывали только трофейными знаменами. На полотне запечатлен любопытный исторический факт. В промозглую, сырую погоду сквозь прогалину в тучах вдруг блеснул луч солнца - и Наполеон воскликнул: "Это солнце Аустерлица! Бог с нами - это нам знак!" Подобные детали составляют внутреннее напряжение композиции, поддерживают ее динамику.
За Аустерлиц Россия заплатила большой кровью. Если бы не генерал Дохтуров, которому обходным маневром удалось вывести из-под удара основные силы, уничтожение элитных частей было бы неминуемо. Но все же полуторатысячный корпус кавалергардов - а это были молодые, сильные, храбрые мужчины из знатнейших родов - по приказу маршала Даву "Пленных не брать" вырезали почти на 80 процентов. Потому-то я на поле брани не поместил ни одного убитого русского. На картине за проигрыш битвы расплачиваются австрийцы, коленопреклоненные пред Наполеоном. Присутствие русских обозначено лишь солдатским ранцем, артиллерийским банником - щеткой для чистки орудийного ствола и тому подобными предметами. И ни одного русского флага: наши ушли достойно. Чуть позже русские воины это достоинство принесли в Европу. Жестокий урок они усвоили быстро: поражение в 1805-м вылилось в победное ликование на улицах Парижа в 1814-м.
Беседовал Борис ШТРИХ
источник: не указан
вернуться к списку
|
|
|
|
|
|
Адрес: Москва, ул. Советской Армии, дом №4
Тел.: +7 (495) 684-3498 в студию
Тел.: +7 (495) 502-5201 мобильный
e-mail: Sergey@Prisekin.com
Изготовлено и поддерживается компанией АМС
|